Календарь новостей

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Международные соревнования юных судомоделистов 2018, Польша

Международные соревнования юных судомоделистов 2018,
или «Назад в пионерию»

2018 Youth Modelship Competition

Когда автор этих строк был пионером, ему посчастливилось побывать на слете юных моделистов в пионерском лагере Орленок. Одним из запомнившихся впечатлений был технический конкурс, когда моделистам сначала нужно было сделать модель из набора, а потом с ней участвовать в соревнованиях. Мы делали тогда модель автомобиля и пускали её с горки – чья модель дальше проедет.

Поэтому, когда летом 2018 года мне попалось на сайте международной судомодельной организации «NAVIGA» объявление о том, что в Польше будет проводиться аналогичное судомодельное мероприятие, практически сразу было принято решение принять в нем участие с детьми – построить модели, принять участие в соревнованиях, пообщаться с другими судомоделистами. Территориально – отель «Венецианский Дворец» (Venecia Palace, http://hotelveneciapalace.pl) в селе Михаловице недалеко от Варшавы.

Мероприятие проводилось с 4 по 10 августа.

Предварительно созвонившись с организаторами и уточнив, что 4-го числа от нас не требуют большего, чем приехать, разместиться и отдохнуть, мы решили выехать с дачи в Московской области с утра в пятницу 3-го числа, переночевать в Бресте, посетить 4-го с утра крепость, затем пересечь границу и после обеда приехать в Михаловице.

«После обеда» оказалось «к ужину», так как границу Белоруссии и Польши мы пересекали 3,5 часа.
Но дороги в Беларуси и Польше отличные, пробок нет. 1200 км от Москвы до Варшавы – легко (автомобиль Пежо 408).

5-го августа с утра пошли регистрироваться и получать модели.
Сначала нам вручили беджики по числу приехавших – на двух спортсменов-юниоров, на тренера (меня) и на сопровождающего (супругу). Охрана без беджиков не пускала даже в конце мероприятия, хоть и знала уже нас всех в лицо: «требование организаторов – все находящиеся на территории мероприятия должны иметь беджики. Забыл – сходи в гостиницу».

Затем мы отправились за моделями.

По регламенту, всем спортсменам выдавались наборы моделей, которые нужно было в течение первых двух-трех дней собирать и отлаживать, и затем на них соревноваться.

Всего предлагалось три типа моделей:

  • скоростная модель Mini-Mono (группа М по классификации NAVIGA),
  • буксир-копия класса F4-B (группа NS) и
  • яхта F5-550 (вне классификации NAVIGA, но близко к гоночным классам группы S).


    Мы постоянно выступаем с копийными моделями группы NS (рыбацкие шхуны, ракетные катера, буксиры и др.), поэтому в этот раз мы решили попробовать что-то новое. Володе, младшему, было поручено собирать скоростную Mini-Mono, а Александру досталась яхта.

    Mini-Mono – это набор фирмы TenShock. Отменное качество. Судя по коробке – может поставляться в виде готовой модели, набора или только корпуса. На мероприятии выдавались наборы в следующей комплектации:
  • корпус из стеклопластика (еще бывают карбоновые и кевларовые корпуса). Корпус прекрасный, с функцией автоматического переворота (отсек с самозаполнением водой, отделенный герметичной перегородкой от основного отсека), с усилением и креплением для рульмашинки, с моторамой, с заделанными впускным и выпускным отверстиями для охлаждающей воды, со всеми отверстиями для крепления мотора, руля и т.п. Крышка корпуса подогнана идеально. Корпус покрашен, сверху тончайший гелькоут.
  • бесколлекторный мотор с рубашкой охлаждения
  • регулятор мотора с охлаждением
  • рулевая машинка
  • дейдвудная трубка с валом на четырех подшипниках в сборе
  • руль на выносе
  • внешний киль
  • держатель номера
  • комплект крепежа
  • два пластиковых винта
  • комплект резиновых трубок
  • комплект тяг
  • наклейки с рекламой
  • подставка (лазерная резка по фанере)




    Дополнительно организаторы выдали к этой модели комплект номеров, пистолетный пульт РУ 2.4 ГГц, 2-х канальный приемник, LiPo аккумулятор 2S 2500 mA и зарядное устройство к нему.
    Весь этот комплект передавался навсегда в собственность моделиста (моделисты оплачивали стартовый взнос 80 Евро, куда входила сама модель, техническое обеспечение, работа судей и пр.).
    Понятно, что большинство моделистов приехало со своими зарядниками, но даже те, кто приехал без – те получили свой зарядник, с которым потом уехали домой.По яхте – аналогично. Только тут все вообще входило в одну большую коробку:
  • корпус модели (пластик, не хрупкий), с замечательным резиновым носом, чтобы не биться самому и других не бить. В корпусе были штатно установлены кильблок, рулевая машинка на руль, рулевая машинка со шкивом на паруса.
  • руль с заделанным баллером
  • киль
  • балласт
  • мачта и два гика
  • оснащенные паруса (со шкаторинами, люверсами и латами)
  • детали такелажа
  • качалки и тяги для рульмашинки
  • набор крепежа
  • подставка (лазерная резка по фанере).
  • аппаратура радиоуправления 2.4 ГГц с 4-х канальным приемником.

    Образец яхты

    Процесс распаковки модели яхты

    Резиновый нос модели яхты

    Буксир мы не собирали, но модель, конечно, была осмотрена:

  • корпус, палуба и надстройка из штампованного пластика. В корпус вклеен дейдвуд.
  • деталировка
  • декали
  • бесколлекторный мотор
  • вал
  • карданная передача
  • винт
  • регулятор хода для БК мотора
  • аккумулятор
  • РУ 2.4 ГГц.



    Также, организаторы выдали каждому участнику батарейки для пультов РУ, и прекрасную прозрачную «тянущуюся» клейкую ленту (скотч) для герметизации моделей – отлично прилипает и отлипает, краску не отдирает.

    Организаторы предоставили собранные образцы каждой модели, чтобы моделисты могли наглядно видеть, как собирать тот или иной узел на своей модели.

    Всего на мероприятие заявлялось порядка 60-ти участников. Изначально планировали 20+20+20 но получилось 38 скоростных моделей, 15 буксиров и 9 яхт.

    На соревнования приехали представители 6-ти стран: Польши, Китая, Украины, Литвы, Австрии и России.

    У китайцев как всегда — строгая дисциплина: «Равняйсь-смирно! Смотрим на флажок! Фотографируемся!»

    Как только дети получали в руки модели, никто не мог удержаться – коробки вскрывались и работа начиналась.

    В наборах начисто отсутствовала документация по сборке. Соревнующиеся должны были проявить творческий подход, смекалку и сообразительность при сборке моделей. Для консультаций можно было обращаться к официальным тренерам мероприятия – по два представителя на каждый класс моделей. Конечно, не возбранялось советоваться и со своими руководителями. Но вот делать модели за детей взрослым не разрешалось. По большей части это требование соблюдалось, но иногда, конечно, взрослые к моделям «прикладывались» — например, были в моделях такие места, куда без опыта достаточно трудно попасть маленьким винтиком.

    Китайцы работают над моделями

    Поляки собирают яхты

    В нашей команде тоже не обошлось без приключений. В наборе яхты для верхнего крепления парусов применялись две проволочные детали (вот тут сказывается недостаток документации – даже в интернете не смог найти, как они правильно называются). Большая деталь фиксировалась в верхней бобышке на тугую посадку, а вот маленькая должна вращаться в маленьком подшипнике и помогать при перекладке паруса. Мы этот маленький подшипник благополучно потеряли. В первый день запасного подшипника не нашлось, и мне пришлось заменить маленькую проволочную деталь на другую, сделанную самостоятельно из куска проволоки чуть большего диаметра, которая замечательно поворачивалась в бобышке и без подшипника. И даже когда нам на следующий день принесли запасной подшипник, то мы решили не переделывать, так как и так все отлично работало и в будущем совсем не мешало соревноваться.

    Фото вершины мачты нашей модели (слева) и модели-образца с подшипником.

    Почему потерялся подшипник – потому что столы для работы были расположены на постриженной траве. Найти в траве детальку размером 3 мм мы не смогли даже с помощью сильного магнита.
    С потерянным винтиком оказалось проще – в хозяйстве нашелся.
    Любой инструмент, который требовался – был у организаторов в достаточном количестве. Я насчитал четыре типа отверток, по 20 шт. каждого типа, наждачная бумага, клей и краски без ограничений.
    Конечно многие, и мы в том числе, пользовались и своими наборами инструмента, привезенными с собой на соревнования.

    Сборка моделей проходила в крытом павильоне сборной конструкции, установленном в поле недалеко от водоема. Три стены павильона – «капитальные» из пластиковых щитов. Четвертая стена и крыша – из брезенто-клеенчатого материала. Очень удобный павильон, насколько я понял — масштабируемый.
    Температура воздуха в те дни была всегда выше +30, поэтому даже в тени хотелось свежего ветерка – для этого не только открывали брезентовую стенку, но и снимали пару щитов с противоположной стены, чтобы продувалось.

    Столов и лавок хватало с избытком — так что можно было разместить еще большее количество участников

    Конечно, в шаговой доступности были расположены «удобства»…

    … и даже импровизированная «покрасочная» — где моделисты могли придать своим моделям некоторую индивидуальность.
    В основном это делали копиисты-буксирщики.

    В павильоне отдельное место было отведено под зону зарядки аккумуляторов. Некоторые пользовались своими зарядниками, так как выданные устройства заряжали аккумуляторы не так быстро.

    Дети начали собирать модели примерно в 10-00 5-го августа.
    Ближе к обеду некоторые опытные моделисты уже закончили свои скоростные модели.

    Затем было открытие соревнований.

    С приветственным словом выступил Мачек Козловский, была представлена коллегия судей и почетный гость соревнований – один из старейших судомоделистов Польши, который поприветствовал участников и пожелал им удачных стартов.

    Организаторы попросили иметь в виду, что аппаратуту радиоуправления можно применять свою, но ходовые аккумуляторы и технику – только выданную организаторами. Например, касательно винтов скоростных моделей Мачек отметил: «вернетесь к себе домой со своими моделями, и там ставьте на них какие хотите винты – хоть из нержавейки, хоть золотые. Но тут – только эти пластиковые винты из набора. Все в одинаковых условиях.» То же самое с ходовыми аккумуляторами.
    (фото можно увеличить)

    После обеда работа над моделями была продолжена


    Обмен опытом не тольно не возбранялся, но поощрялся. Можно было спрашивать тренеров и более опытных спортсменов.
    Дословно привожу очень правильные слова организаторов: «Когда вы спрашиваете и советуетесь, вы выражаете свое уважение к опыту и компетентности того, кто вам помогает. Не стесняйтесь этого делать. Это ценится.»

    Володя консультируется у Литвы

    Общение велось на польском, английском и русском языках. Особенно мы сдружились с большой украинской командой.

    Мы не грустные. Просто о-очень жарко. Стабильно +32…+35 градусов.

    Хотя на сборку моделей отводилось два дня, к вечеру первого дня большинство скоростных моделей и яхт было собрано. И наши тоже.

    Примечательно, что в соревнованиях приняло участие большое количество спортсменок и зрительниц!


    Самая очаровательная зрительница

    Мы свою яхту испытали в тот же день на «малой воде» недалеко от рабочего павильона — в небольшой гавани, отделенной от основного места стартов скоростных моделей. Александр, раньше яхтой не управлявший, быстро освоил управление рулем и парусами, и смог уверенно ходить на безмоторном судне в любом направлении.

    Скоростную модель мы испытали на следующее утро – Володя потихоньку-помаленьку привык к скорости, и стал больше внимания уделять аккуратному прохождению дистанции – чтобы стараться «облизывать» буи.

    Два дня мы тренировались по нескольку раз – каждый раз заряжали аккумулятор, потому что заряда хватало только на один заезд. Бывали и совместные тренировки – когда на дистанции сразу тренировались до пяти спортсменов. В такой «толпе» нужно следить не только за своей моделью, но и чтобы не столкнуться с соперником. Из-за этого Владимир однажды, уклоняясь от столкновения на большой скорости, вылетел с трассы и сильно ударил модель носом в бетонный столб. К чести производителя модели, удар носом в бетон на скорости порядка 50 км/ч привел лишь к небольшому расколу в носовой части модели – разошлись верхняя и нижняя половинки по шву на длине всего 3 см, да гелькоут отслоился немного по краям шва. У нас была с собой пятиминутная эпоксидная смола – смазав стык смолой, изнутри проложили пропитанный смолой кусочек бумажной салфетки (стеклоткани не было) – и таким образом загерметизировали шов. На фото виден «штатный шов» и восстановленный.

    8-го августа начались официальные старты.

    Участников со скоростными моделями разбили на семь групп – по 5 и 6 спортсменов в группе.
    На каждой модели при старте должен был быть активный транспондер для электронной «засечки» — автоматического подсчета числа кругов.
    Транспондер передает информацию на приемник, установленный на стартовом мостике, а приемник — на судейский компьютер.
    Транспондер можно было получить бесплатно на время гонки и подом сдать обратно, или приобрести для себя насовсем за 80 Евро.

    Транспондер, установленный изнутри на крышке модели.

    Владимир старался как мог, но управлять моделью на таких высоких скоростях пока не привык – поэтому приходил в своей группе последним и в финал не вышел. В финал вышли спортсмены, показавшие лучшие результаты – проехавшие больше всех кругов по результатам четырех попыток – по две попытки в каждый гоночный день. Финал состоялся 10-го числа, и победил Дмитрий Борщ из Украины. Второе и третье место заняли китайцы, причем третье место – у ровесника Володи. Наверное, он тренировался раньше, раз смог так хорошо управлять моделью.

    Модели буксиров собирались дольше всех – зато и выглядели очень красиво (для модели, которая собиралась пару дней) – под руководством организаторов спортсмены даже покрасили свои модели. Ходили буксиры по стандартному «копийному» треугольнику с задним ходом и доковым маневром. Насколько я понял, стендовая оценка для буксиров не проводилась, а зачет велся как в классе F4-A – только ходовые испытания.

    Буксиры и скоростные модели запускали на акватории отеля. (фото можно увеличить)

    Буксирам места хватало вполне. Вот более крупным моделям могло быть чуть тестовато на боковых воротах.


    Яхтам отвели место на озере в 300 метрах от гостиницы – озеро большое, ветра хорошие. Особенно «раздуло» в соревновательные дни.

    Все старты расположены близко друг от друга, вполне реально присутствовать на каждом из стартов. Тем более, что между стартами можно перемещаться не только пешком, но и на автомобиле.

    На копийных соревнованиях мы привыкли наблюдать, как гоняются копийные яхты — по одной попытке в день, каждая попытка занимает по времени примерно один час, побеждает тот, кто за это время пройдет большее число кругов.

    В этих соревнованиях все было по другому: 15 быстрых гонок в первый день, 10 во второй и 5 гонок в заключительный день перед закрытием.

    Яхтсмены перед соревнованиями: слева пять поляков, справа — литовец и русский между двумя австрийцами.

    В первый день гонялись по фигурной дистанции, во второй и третий – по кругу.
    У Александра лучше получались почему-то утренние гонки, а вечерние – не очень. В утренних гонках часто приходил вторым и третьим, а в вечерних – пятым и шестым.

    Первым прийти так ни разу и не удалось. В итоге занял 4-е место из 9-ти участников, опередив спортсмена из Литвы на пять баллов, и отстав от спортсмена из Австрии на двадцать баллов. Австриец, в свою очередь, проиграл второму месту всего 0,4 балла!

    Судьи внимательно следят за прохождением дистанции

    На обед все ходили в ресторан отеля. Комплексный обед стоил не слишком дешево — на наши деньги порядка 425 рублей, но кормили вкусно и сытно.

    В свободное от моделей время можно было ловить рыбу.

    Места на озере очень красивые! Было жарко и рыба плохо клевала, но рыбаков было много.

    Еще можно было бесплатно покататься на водных катамаранах (часть из них стилизована под автомобили).

    После обеда 10-го числа было закрытие соревнований – награждали победителей и призеров.
    Победители соревнований получили медали, кубки и ценные призы: за первое место – профессиональная радиоаппаратура, за второе – модель яхты или мини-моно,
    за третье – аккумуляторы. Абсолютно все спортсмены получили сертификаты участников, а финалисты еще и дипломы.

    Кубки, медали, призы и дипломы победителям. В этот раз не для нас.

    Награждаются победители в скоростном классе

    Награждаются победители соревнований в классе яхт

    Дипломами награждаются участники соревнований яхт

    Совершенно неожиданно, удивительно и приятно было награждение за командные места в соревнованиях – награждали команды в каждом отдельном классе, и не по сумме баллов, а по принципу распределения стран по местам: например, в яхтах первое командное место оказалось у Польши, так как первое и второе место в личном зачете заняли поляки. Наградили всех поляков за первое командное место. Второе командное место оказалось у Австрии (австриец занял третье место в личном зачете) – наградили обоих австрийцев. А третье командное место досталось нам – так как Александр был четвертым. Так что и мы получили свою медаль. К сожалению, Литва осталась без медали в яхтах, но получила несколько командных медалей в скоростных моделях.
    Хочется особо отметить такой интересный подход в распределении командных мест, когда максимальное количество детей уезжает с соревнований с медалями – все довольные и счастливые. Отлично!

    Награждение победителей командного зачета по яхтам

    Награждение судей памятными подарками

    Общее фото после награждения (фото можно увеличить)

    Вернувшись в Москву, испытали свои новые модели на нашем районном пруду.

    Возвращаясь к заглавию — «назад в пионерию».
    Да, можно сказать, что наше путешествие в Польшу было не из дешевых — мы ездили за свои средства,
    заплатили стартовые взносы, оплачивали проживание и питание.
    Но тем не менее то, насколько организаторы все прекрасно устроили, и сколько всего было бесплатно или
    почти бесплатно (для 60-ти моделистов) — просто поражает:

  • модели для участников по сниженным ценам, включая радиоаппаратуру управления, зарядные устройства и аккумуляторы
  • бесплатные батарейки для радиоаппаратуры
  • бесплатный скотч для заклейки моделей, бесплатная липучка «Velcro»
  • бесплатная аренда транспондеров для соревнований
  • наждачная бумага, клей, краски без ограничений
  • организаторы предоставили флаги для каждой страны для церемоний открытия и закрытия

    Прекрасное место, отличная организация соревнований.
    Как представители России и российской судомодельной федерации на данном мероприятии мы благодарим Мачека Козловского, замечательного человека и организатора.
    Вместе с женой и сыном (кстати, чемпионом мира по судомодельному спорту в скоростных моделях) и командой единомышленников они провели отличные
    соревнования среди юных судомоделистов.


Leave a Reply